Метапредметные цифровые технологии
Звук и изображение
Аудиовидео запись
Видео — это доступно. Цифровые технологии столь просты и доступны, что снимать и редактировать видео сегодня могут дошкольники и их дедушки и бабушки.

Мы монтируем видеофильмы о наших путешествиях и показываем их друзьям, размещаем видеоролики в интернете, обмениваемся короткими видеосюжетами по телефону.

Особую роль играет видео в школе. Оно помогает ученикам и учителям сообщать что-то друг другу и запоминать моменты и процесс, которые не всегда удерживаются в человеческом мозгу.
Видео — новый язык общения, который расширяет наши коммуникативные возможности. Но, как и любым языком, им можно владеть лучше или хуже, с пользой или без, по правилам или нарушая их.
Вот несколько примеров, показывающих значимость видеозаписи в вашей школьной жизни:
  • Интервью с бабушкой о первом событии, которое она помнит, останется навсегда с выросшим первоклассником.
  • Видео о создании ЛЕГО-модели поможет не только показать процесс работы с ЛЕГО другим, но и увидеть свои трудности и ошибки.
  • Съёмки осенней природы на экскурсии в парке заставят внимательнее отнестись к тому, что мы могли бы увидеть, но не заметили.
  • Зафиксированная на видео дискуссия поможет разобраться, слушаем ли мы друг друга, правильно ли строим свою речь, не пропустить важные мысли наших соучеников или учителя.
  • Презентации, конкурсы, создание пилотных версий – важный этап обучения, который поможет вам развить коммуникативные, лидерские, социально-эмоциональные (эмоциональный интеллект, эмпатия) и другие качества.
Возможные темы школьного видео:
- Моя улица (зарисовка или репортаж).
- Личная история (репортаж или короткое интервью).
- «Такие дела» (репортаж о событии, явлении, проблеме, сюжетная зарисовка).
- Видеоинсценировка эпизода литературного произведения.
Что и кто может делать с записью?
Когда вы записываете на мобильник какую-то домашнюю ситуацию и выкладываете в семейный канал, то это касается только вашей семьи. При этом кто-то из членов семьи может попросить видео удалить, и вы, конечно, это сделаете.

Но мы сейчас говорим о записях, которые делаются в образовательном процессе. Эта запись ведётся по поручению или с согласия учителя, авторское право на неё принадлежит участникам записи. Правила использования сообщает вам учитель, они устанавливаются на основе общешкольных правил и законов нашей страны.
Оборудование: видеокамера, микрофоны, штатив
Видеокамеры для любительской съёмки были популярны ещё очень недавно, но сегодня возможности смартфонов как камер вполне удовлетворяют требования к качеству большинства любителей, а последние модели айфонов популярны среди профессионалов. Вошли в обиход и недорогие цифровые фотоаппараты, которые могут снимать вполне качественное видео.

Выбирая телефон, видеокамеру или цифровой фотоаппарат, нужно проверить, насколько велика его карта памяти (если максимальное время работы камеры составляет 6 часов, то для полного его использования потребуется карта памяти объёмом 128 Гб), полезно запастись дополнительными батареями, чтобы не прерывать съёмку, если кончится заряд.

Очень полезная вещь при съёмках – штатив. Он позволит вам создать стабильное изображение с выверенной и ровной картинкой.

Обязательно нужно обратить внимание на то, есть ли у вашего аппарата встроенный микрофон и насколько качественно он работает. Можно воспользоваться выносным микрофоном, они разные для разных целей. Если вы снимаете интервью в шумном помещении, вам понадобится микрофон-прищепка, а если разговор нескольких человек за столом — плоский всенаправленный микрофон или микрофон с изменяемой направленностью.

Если вы решили пользоваться выносным микрофоном и камерой, обязательно проверьте, есть ли у камеры специальное микрофонное гнездо.
Съёмка на уроке
Правила, которые мы сейчас сформулируем, относятся и к уроку, и к выполнению проекта, и к другим ситуациям, когда нужно точно фиксировать происходящее. Основная задача — записать разборчивый звук и внятное изображение.

Правильно при этом снимать двумя камерами — одна «берёт» учителя или ведущего, который организует, обращается к остальным, другая — остальных участников.

Такая ситуация предполагает последующий монтаж, и иногда съёмка двумя камерами нам недоступна. Сейчас рассмотрим ситуацию, когда работает одна камера.

Съёмка с рук в тесном помещении
Часто учитель двигается, поэтому камеру (камеры) не всегда правильно ставить на штатив. Съёмка с рук в течение 45 минут требует тренировки. Может выручить лёгкий одноногий штатив — монопод. С таким штативом можно быстро менять точку съёмки.

Перед началом урока освободите проходы вдоль рядов парт, сделайте лазейку в среднем ряду, чтобы во время съёмки не нужно было идти в обход. Все эти мероприятия необходимы для записи хорошего звука (чем ближе говорящий, тем лучше) и содержательной картинки (действующие лица — в фас или полупрофиль, в профиль — в крайнем случае).

Отсутствие звукоусиления
Если тренированный голос учителя годится для записи, то ответы учеников (притом часто — самые удачные), как правило, еле слышны. Что делать? Устранить посторонние шумы (закрыть окна, обеспечить тишину в коридоре и пр.) Если возможно, посадить класс (группу) компактно, например, полукругом в два — три ряда, вокруг стола и т. п. Идеально использовать конференц-систему, когда у каждого есть микрофон, а у учителя пульт ведущего, когда имеются динамики для звукоусиления и всем хорошо слышно. В этом случае запись наверняка получится отчётливой. Можно работать с микрофонами-прищепками (нагрудный, головной). Урок в этом случае будет напоминать телевизионное ток-шоу, что иногда не так уж и плохо. Но звук будет отличный.
Не выключайте звук при съёмке, он может оказаться очень важным!
Плацдарм
В классе есть место, откуда можно снимать, когда невозможно (или не нужно) бегать между рядами. Это место — у первой или второй парты у окна. Отсюда виден и учитель, и ученики. Это место вы должны подготовить как базу. Устройте там сетевое питание (вдруг батареи сядут) и точку опоры, чтобы присесть или прислониться. 45 минут съёмки — заметная физическая нагрузка. Проверьте, какой зум берёт ваша камера с этой точки, отрепетируйте ожидаемые кадры.
Типичные ошибки при записи урока:
  • Оператор ведёт съёмку с точки, расположенной в конце класса, напротив доски. Учитель виден (и даже слышен), ученики видны, но спиной.
  • Оператор не берёт крупных (средних) планов.
  • Оператор снимает против света (стоит напротив окна).
  • Дети ведут себя неестественно, количество бантов и кружев превышает норму. Каким бы открытым и показательным ни был урок, это в первую очередь урок. Поэтому оператор должен подстроиться, быть ненавязчивым и незаметным, насколько это возможно. Придите на съёмку заранее, не суетитесь, даже если что-то окажется не в порядке. Осмотритесь, ваше дружелюбие и спокойствие создадут правильную психологическую обстановку.
Съёмка в актовом зале
При съёмке школьных праздников и спектаклей обязательно нужно использовать штатив и звукоусиление. Как правило, в этих случаях перед оператором стоит задача отснять мероприятие целиком. К такой съёмке нужно готовиться заранее.

1. Познакомьтесь со сценарием
Оператор должен знать, что и в какой последовательности будет происходить, сколько времени для этого потребуется. Не вредно сходить на репетицию.

2. Узнайте про звукоусиление
Залы оборудованы системой звукоусиления. Это облегчает вашу задачу. Камера не должна располагаться слишком близко к одной из колонок. Лучше ставить штатив в центре зала, где звук стереосистемы более естественен. В каком удалении от сцены ставить штатив? Если вы будете писать звук с пульта звукорежиссера (когда камера имеет аудиовход), нужно быть уверенным, что на этот пульт приходит ВЕСЬ нужный звук.


3. Приготовьте штатив
Если у вас одна камера, придётся поставить её на штатив. Если камер несколько, хотя бы одна из них должна стоять на штативе. Лучше, если штатив будет высоким: головы сидящих не должны попадать в кадр, когда вы снимаете сцену. Иногда приходится ставить подиум, например, стол и на нём располагать штатив и оператора.
4. Выберите точку съёмки
Точка съёмки должна быть такой, чтобы на нулевом зуме трансфокатора (когда камера «отъехала» в крайнее положение) сцена помещалась целиком, НО БЕЗ ЗАПАСА — только пространство, где будут находиться люди. Тогда на максимальном зуме (при самом большом «наезде») у вас получится средний план. Проверьте, устроит ли вас такая крупность. Если нет, можно по-пробовать поставить штатив сбоку, вблизи сцены, проверив, какие кадры получатся с этой точки.

Подумайте, будет ли штатив мешать движению людей, не возникнет ли ситуация, когда кто-то или что-то загородит вид или будет вас толкать. Будьте предусмотрительны.

5. Позаботьтесь о сетевом питании и подзарядке батарей

Батарей может не хватить. Приготовьте удлинитель, прикрепите его скотчем к полу, чтобы никто не споткнулся и не свернул штатив вместе с камерой. Убедитесь, что розетка, на которую вы рассчитываете, работает.

Как брать интервью?
Интервью — это сотрудничество. Прежде всего, необходимо установить доверительные отношения с вашим героем. Подумайте об этом заранее, здесь всё имеет значение: ваш костюм, причёска, стиль, в котором вы будете задавать вопросы. Главное правило – вы должны быть не только внимательны, но и благожелательны к своему собеседнику. Без этого, как и в жизни, интересной беседы не получится. В разговоре с собеседником вам необходимо добиться уважительного отношения друг к другу, даже если ваши взгляды и предпочтения абсолютно различны.
Продумайте заранее, что вы хотите получить от вашего интервью, в чём его цель. Тогда вы сможете правильно выстроить беседу со своим собеседником.

Правильно выберите место съёмки. Во-первых, ваш собеседник должен чувствовать себя комфортно, во-вторых, окружающая обстановка должна соответствовать теме и цели вашего интервью.

Постарайтесь сделать так, чтобы ваш собеседник забыл о работающей видеокамере. Только тогда интервью будет естественным.

И ещё несколько правил
Не перебивайте собеседника в те моменты его речи, которые вы, возможно, будете использовать. Не поддакивайте ему и не мычите. Следите за собой, даже если вы не в кадре.

Не задавайте собеседнику вопросы, на которые он может односложно ответить «да» или «нет». Такой материал вы не сможете использовать. Постарайтесь помочь собеседнику давать развёрнутые ответы на ваши вопросы. Если собеседник рассказывает о каком-то событии, уточняйте детали, спросите, например, какая обстановка была во время события, которое вы обсуждаете, какие были запахи, звуки, какие эмоции испытывал собеседник. Вашему собеседнику может быть интересно вспоминать и отвечать на ваши вопросы, и тогда интервью окажется интересным для зрителей.

Если во время интервью вы разместитесь рядом с камерой, зрителю будет казаться, что герой сюжета смотрит на него.
Интервью

Работайте в группе. Поделите между собой роли: продюсер (в данном случае организатор процесса), оператор, корреспондент. Часто корреспондент сам монтирует и озвучивает свои сюжеты, он может также выполнять роль продюсера и роль режиссёра. Потом можно поменяться.

Выберите и обсудите тему, корреспондент должен подготовить вопросы, оператор — выстроить кадр, проверить освещение и звук.

Проведите интервью. Посмотрите все вместе на то, что получилось. Это будет интересно всем, а герой сюжета увидит себя со стороны, это очень полезно.

Вы снимали интервью «одним кадром», не останавливая записи. Редактировать запись в этом упражнении не требуется, мы займёмся этим позже. В такой записи есть преимущества. Оба участника уверены, что разговор шёл именно так, как они видят при просмотре результата.

Но со звуковой дорожкой всё же хорошо поработать. Можно добавить музыку, но так, чтобы она не заглушала голос и была без слов, иначе ваши зрители ничего не поймут.

Желательно добавить титр, объявляющий того, кто даёт интервью (текст надо с ним согласовать). Это добавление обязательно, если корреспондент в начале интервью не представил своего героя, зрители должны знать, кто перед ними.

Бывает так, что материал очень ценный и переснять его нельзя, а звук получился не очень разборчивым. В этом случае нужно добавить титры с расшифровкой речи говорящего. При этом титр позволяет «восстановить» в восприятии и голос, в результате зритель получает намного больше информации, чем просто от текста.

Посмотрите несколько примеров интервью, сделанных профессионалами, и обсудите их в группе.
Ответьте на вопросы:
Сколько камер работало?
Как установлен свет?
Естественно ли выглядит герой сюжета, представляете ли вы его в обычной жизни?
Что бы вы сделали лучше?
Какие приёмы вы бы хотели использовать в своей работе?
Видео о проекте
Вы делаете проект в группе, руководитель проекта – учитель. Одно из заданий проекта – создать видеосюжет. Задайте себе несколько вопросов.
Зачем мы это делаем:

1. Потому что так велел учитель, это входит в задание, мы не можем от этого отказаться.

2. Мы хотим показать результат своей проектной работы другим, например, на школьной конференции. Сделать презентацию в форме видеосюжета – хорошая идея.

3. Мы хотим всё время, пока идёт проект, понимать, что происходит. Хотим следить за собой, за работой коллег или за процессом исследования. В этом случае мы запишем видео, сохранив каждый момент происходящего, а потом изучим весь материал подробно и тщательно.


4. Мы снимаем видеофильм на какую-то учебную тему, но, как часто бывает, дополнительно к нему нам хочется сделать видеосюжет о том, как мы работали над фильмом.

5. Другое.
Кто наши зрители?
1. Родители.
2. Соученики.
3. Ученики других школ.
4. Участники конференции со специальным интересом к теме нашего исследования.
5. И так далее.

Когда мы сформулируем ответ на эти два простых вопроса, мы сможем определиться с тем, сколько времени будет длиться наш сюжет, в каком он будет сделан стиле (шуточный, научный, игровой), сколько участников появится в кадре, будет ли включено в фильм интервью, например, с учителем или учёным, какими будут титры и так далее.

Так у нас появится примерный сценарий. Исходя из сценария, мы сможем определиться с оборудованием, размером съёмочной группы, распорядком съёмок и монтажей (редактирования).
Видео о проекте

Посмотрите несколько сюжетов и ответьте на вопросы, перечисленные выше. Обсудите это в группе.

Придумайте, как вы будете работать над собственным проектом. Если вы уже выполнили все предыдущие упражнения из нашей книжки, то у вас всё получится!