Литература и цифровые технологии
Создаём собственный текст
Наблюдения, сделанные над текстом, результаты анализа, твои интерпретации художественного произведения — всё это оформляется в цельное и связное высказывание. Как его построить? Как создавать текст быстро? Как подключать друзей и одноклассников к эффективной взаимной редактуре? Как и зачем можно дополнить вербальный (состоящий из слов) текст изображениями, видео-, аудиофрагментами? В каких современных жанрах можно высказываться о литературе, выражая своё понимание текста? Ответы на все эти вопросы даёт цифровое творчество и его инструменты.
Как писать текст?
Ответ на этот вопрос, казалось бы, известен всем нам с начальной школы. Но здесь стоит сосредоточиться на цифровых инструментах. Может ли текст быть совершенным? Конечно, нет. Но если, создавая текст на бумажном носителе, нужно использовать черновики, переписывать всё или отдельные фрагменты, то в цифровой среде оказывается возможным очень быстро править текст, совершенствовать его, редактировать самостоятельно или в группе.

Итак, ты написал текст — к примеру, сочинение по литературе.
Проверь себя

Инструменты автопроверки (spell-checking) позволяют тебе увидеть свои ошибки и предлагают варианты замены (разумеется, часто надо выбирать из нескольких, поэтому совсем забыть про правила русского языка нельзя, но ускорить процесс редактуры получится).
Проверь другого или предложи кому-то проверить тебя.

При этом не всегда предлагаемые изменения стоит принимать безоговорочно. Режим "Регистрация исправлений" в текстовом редакторе позволяет видеть все правки, которые предлагает тебе сделать твой редактор: с чем-то ты согласишься, что-то исправишь по-своему, что-то (благодаря режиму примечаний) уточнишь в обсуждении с редактором.

Работай вместе с коллегами над одним текстом.

Инструменты взаимной редактуры – Google.Docs, Яндекс.Документы, Microsoft Teams – позволяют одновременно работать с одним и тем же документом. Вы можете разделить текст на части и работать каждый над своей частью, можете вместе создавать один текст, уточняя формулировки друг друга. А главное, не надо устраивать отдельную переписку – все спорные вопросы можно уточнять прямо в тексте.

Какие ресурсы и инструменты текстовой редактуры лучше использовать для совместной работы над групповым проектом? Что стоит привлечь на этапе, когда научный руководитель будет править итоговый текст вашего проекта?
Как работать с творческими заданиями по литературе?
Собрав наблюдения над текстом, выводы из анализа отдельных эпизодов или приёмов, обобщив точки зрения одноклассников, можно создавать творческое задание, чтобы в неординарной, яркой форме выразить своё понимание текста. Что стоит учитывать?
Выбор формата задания

Конечно, надо браться за то, что интересно и посильно для тебя. Но не менее важно, чтобы формат работы соответствовал поэтике текста, его законам, был органичен тому аспекту, эпизоду или герою, над которым ты работаешь.

Например, можно создавать страничку в социальной сети для литературного персонажа. Но стоит спросить себя и аргументированно самому себе ответить: "А мог бы вот этот конкретно персонаж вести (к примеру) инстаграм? Укладывается ли это в логику его характера?" Например, для Онегина, денди, стремящегося создать впечатление, склонного к быстрому ритму жизни, это вполне органично. А вот, к примеру, Гринёв? Едва ли…

Другой пример. Ты работаешь с сюжетом сказки – последовательностью событий, связью между ними. Какой жанр выбрать? Подойдёт ли плоскостной фотоколлаж (расположенные на одном листе фотографии, наложенные друг на друга, дополненные рисунками)? Не совсем – он не позволит выстроить связь между разными событиями, их последовательность. Зато сториборд – раскадровка для видео, создаваемая в цифровом шаблоне, – вполне, ведь он сделает зримой структуру сюжета: покажет, в каком порядке идут события, как они расположены и связаны.

Подбор материала и его расположение

Выбрав формат, ты выбираешь и цель своего высказывания, часто – целевую аудиторию. К примеру, сценарий компьютерной игры по сюжету литературного текста рассчитан на твоих сверстников. Исходя из этого и стоит подбирать материал: что будет интересно твоей аудитории? Что она поймёт?

Создание текста в выбранном формате на основе отобранного материала
Презентация выполненной работы учителю и/или одноклассникам, обоснование выбранных творческих решений
Тебе нужно составить план работы над проектом интерактивного комментария к стихотворению "Бородино".

Отрази в своём плане:
- описание формата (какую информацию ты представишь в комментариях, в какой форме);
- обоснование формата (что он позволит тебе воплотить, передать);
- принцип отбора материала для целевой аудитории;
этапы работы над проектом;
- способ презентации проекта.

Текст плюс: как и из чего сделать лонгрид?
Один из распространённых жанров современной журналистики – лонгрид, "длинное чтиво", в котором соединяются текст, изображения, мультимедийные материалы (интерактивные карты, видео, аудио, инфографика). В лонгрид можно превратить художественный текст, снабжая его необходимыми комментариями, иллюстрациями, ассоциативными вставками – так ты сможешь передать своё понимание текста, приблизить его к современному читателю через систему пояснений. Но в виде лонгрида можно оформить и собственное сочинение-интерпретацию, обогащая свой текст дополнительными способами передачи смысла.

Так, не забывая о том, что важно продумать общую концепцию и коммуникативную задачу, в лонгрид на литературную тему можно добавить:

● таймлайн, объясняющий исторический контекст;

● аудиозаписи, создающие звуковой комментарий к тексту;

● иллюстрации с интерактивными элементами (например, сделанные по принципу "было–стало" изображения места в разные исторические моменты);

● видеокомментарии – фрагменты фильмов, мультфильмов, интервью или лекций;

● цитаты из работ исследователей и литературных критиков;

● инфографику, в виде схемы объясняющую устройство литературного текста;

● и многое другое.

Создавать лонгрид можно на специальных платформах (например, Tilda), а можно и в социальных сетях – самый удобный редактор лонгридов представлен в сети ВК. Кстати, там можно опубликовать свой лонгрид для друзей и сразу же устроить голосование на одну из актуальных тем, поднятых в твоём трансмедийном тексте.

Литература звучит: записываем аудио
Звучащий литературный текст позволяет передать интонацией твоё понимание произведения, выразить твои читательские переживания. Записав своё исполнение, ты можешь поделиться им с одноклассниками и учителем, а можешь переслушать сам – для того чтобы исправить ошибки, улучшить своё чтение. Можно записать несколько реплик с друзьями, обменяться ими в социальных сетях или мессенджерах и превратить напечатанный текст в оживающую театральную инсценировку (так, обычную беседу класса в соцсети вы можете превратить в читку, к примеру, гоголевского "Ревизора").

Из записанных или найденных в интернете аудиодорожек можно создать подборку и выложить её в аудиосервисах – Яндекс.Музыка, ВК, DoundCloud, СберЗвук. Кстати, это может быть не только твоё чтение литературного текста – можно из найденной музыки и звуков создать звуковой ландшафт (сборник всех звуков, звучащих в тексте) или саундтрек к определённому тексту. Что мог бы слушать герой? Какие музыкальные произведения передадут его характер? В качестве образца можешь послушать плейлист романтика, созданный авторами сайта "Арзамас".

Последовательность событий: создаём таймлайн
Очень часто в литературном произведении мы встречаемся с запутанным сюжетом, в котором события фабулы расположены в причудливом порядке. Совсем другая, но похожая ситуация – новая для нас историческая эпоха, в которой нужно разобраться, чтобы понять – кто был чей современник, какие произведения создавались одновременно и были "воздухом" друг для друга. Все эти ситуации требуют от нас создания хронологической прямой, на которой мы располагаем определённые события – происходившие в тексте или в реальной жизни. Правила составления хронологической прямой известны тебе из курса истории 5 класса: левее располагаются более ранние события, правее – более поздние; друг над другом – события, происходившие в один момент. Можно сделать многоуровневый таймлайн, в котором на одном "этаже" будут, например, литературные произведения, на другом – произведения других видов искусства, на третьем – исторические события…

В цифровой среде существует множество сервисов для создания таймлайна, например: https://timeline.knightlab.com, https://time.graphics, https://www.tiki-toki.com. Цифровой таймлайн можно сделать огромным, "многоэтажным", добавить, помимо событий, поясняющие тексты и иллюстрации.

Литературная география: создаём интерактивные карты
Воплотить художественное пространство текста позволит интерактивная карта. Готовя такой проект (наверное, его лучше делать в группе), стоит ответить на вопросы:

● Где происходит действие в произведении?

● Как эти места соотносятся друг с другом, какими смыслами наполнен выбор каждого из мест? Как событие соотносится с местом? Какие фрагменты текста описывают каждое место?

● Какие места реальные, а каким - вымышленные?

Отобрав места и продумав комментарии к ним (указания на эпизоды или героев, цитаты из текста, иллюстрации), вы открываете любой сервис создания карт – например, Яндекс.Карты или Google.Maps. Создавая свою карту, вы ставите на географическую свои метки – сообразно с отобранными местами. В комментарии к метке помещаете все необходимые пояснения про роль этого места в литературном произведении. На этой же карте можно поместить и маршруты – например, перемещения героев. Сохранив свою карту, вы сможете поделиться ей с одноклассниками и учителем.

Тебе надо рассказать о биографии писателя, произведение которого вы сейчас изучаете на уроках литературы. Цель — сделать эту биографию понятной и интересной для твоих сверстников, передать живой, человеческий образ его личности, избегая клише и штампов, но и будучи точным. Какие жанры цифрового творчества ты выберешь для своего рассказа?